Рита Гребенчикова: в нашем кино пока все очень сложно

Рита Гребенчикова, директор по кинопроизводству комапнии Star Media рассказала о украинском кинематографе, его перспективах и роли государства в финансировании съёмок нашего продукта

Что такое украинский кинематограф и каково его положение на сегодняшний день?

На международном рынке такого словосочетания пока не существует, к сожалению. А на внутреннем рынке происходит переломный момент. Об этом уже много сказано и продолжают говорить. С одной стороны, украинские продакшены не могут уже себе позволить снимать «по богатому» как раньше, когда бюджет пополнялся за счет продаж на российские каналы, с другой стороны, мы приучили зрителя к качественному продукту, и сейчас аудиторию не обманешь съемками «широким мазком» в дешевых декорациях и с так себе актерским составом. А у зрителя на выбор есть еще и кабельное, и спутниковое телевидение, и интернет. Вот и ищем консенсус. Пока все очень сложно.

В чем, по вашему мнению, залог успеха украинского кино и что необходимо для его развития?

Мое мнение: Украина-таки має талант! Простите за цитату, но иначе не выразишь. Я считаю, что наша Родина очень богата на талантливых людей - талантливых на идеи, энергичных, и, что важно, трудолюбивых. Последняя характеристика является нашим конкурентным преимуществом на транснациональном рынке труда, по моему мнению. Правда, трудолюбия одного недостаточно, необходимо образование.

В Украине очень малое количество ВУЗов, которые готовят специалистов в области кинопроизводства. Критически мало. Нужно развивать базу профессиональной подготовки продюсеров, режиссеров, операторов, художников по костюмам, по гриму, декораторов, постановщиков трюков и пиротехников и крайняя потребность в большем количестве профессиональных актеров. Пока наша сфера держится на самоучках, но так далеко не уедем, прогресс шагает семимильными шагами.

Зачем фильму нужен продюсер и сколько стоит сегодня снять полнометражное кино?

Начнем с «зачем продюсер». А зачем любому «ООО»- компании Директор? Чтобы выстраивать процессы, организовывать все работы, нести риски и ответственность, в первую очередь. Продюсер- это отправная точка проекта и точка сбора всех основных его составляющих: творческой концепции, технологии производства, финансового аспекта и дистрибуции проекта. Лицо, принимающее все стратегические, тактические решения и выполняющее контроль на всех этапах производства проекта. Как без продюсера-то?

И «Сколько стоит снять полнометражное кино?» – дайте прочесть хотя бы синопсис, тогда скажу сумму. Себестоимость состоит из гонораров приглашенного в проект персонала плюс составляющие в зависимости от технологии производства. Отдельным бюджетом рассчитывается рекламная кампания проекта, которая может превосходить в разы производственные затраты. Но без рекламного продвижения никак. Разлет цифр большой. Об этом уже тоже много сказано-пересказано. Вопрос в другом - как с таким мизерным количеством кинотеатров в Украине возможно хотя бы покрыть себестоимость производства даже самого дешевого украинского полного метра?

Мало кинотеатров и мало людей ходит смотреть кино, к сожалению. Поэтому, на сегодня рентабельным может быть только выход в международный прокат, а значит, творческая концепция проекта должна быть понятная зрителю разных стран. Должно быть конкурентоспособное качество проекта и отличное рекламное продвижение. Вот и у продюсера начинает болеть голова, где на это все найти нужный объем финансирования.   

Финансирует ли государство съемки украинских фильмов?

Пока я не слышала, чтобы Госкино проявляло инициативу или с радостью финансировало наши проекты. На данном этапе, к сожалению, государство хочет только что-то контролировать. Это такой еще «привет из Советского Союза». Мне понравился ответ Зеленского на одном из семинаров  KIEV MEDIA WEEK, где на такой же вопрос Владимир эмоционально вскрикнул «Да хотя бы не мешайте нам!» На этом же семинаре было сказано, что в текущем 2015 году закрываются долги 2013 г. по проектам с госфинансированием (Поводырь и тд).

Хочется повернуть ситуацию на 360 градусов, где государство понимало бы важность кино для развития нашего общества, это же проекция нашего с вами будущего. И ведь не стоит задача изобретать какой-то велосипед, достаточно перенять опыт европейских стран, где государство помимо прозрачной системы грантов на производство полнометражных фильмов, внедрила программу лояльности в налогообложении, как для производителей кино, так и структур, предоставляющих киношникам свои услуги. Самое интересное, что и государство при этом зарабатывает, так как задействована инфраструктура, люди, идет оборот и жизнедеятельность. Ничего нового, все придумано до нас и все уже давно работает в развитых странах.

Что такое копродакшн и каковы его перспективы для украинских производителей кино?

Копродакшн - это сопродюсерство, два или более продюсеров (или компании), горящие одной творческой идеей, договариваются о финансовом участии в одном проекте и, естественно, соответственно разделяют все возможные риски. Продюсеры также распределяют между собой зоны ответственности в проекте.

Перспективы для украинских производителей самые близкие. Ведь финансовое участие может быть выполнено и в виде услуг - скаутинг локаций, кастинг в подготовительном периоде, технические или организационные в съемках, услуги по оформлению пост продакшна и визуальных эффектов. Все эти ресурсы присутствуют в Украине в достаточном объеме, нам нужно только больше международного промо для привлечения международных заказов и законодательство, которое бы сделало финансово привлекательным снимать кино именно в Украине!
  • 10.12.2015 15:27

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!